Блог Михаила Шора (michail_shor) wrote,
Блог Михаила Шора
michail_shor

Categories:

Первое заседание рабочей группы по "Рабочему краю"

    Вчера в мэрии проходило первое заседание рабочей группы по дальнейшей судьбе газеты "Рабочий край". Не мог упустить такое интересное мероприятие(благо дело вход был свободным). Очень уж хотел провести для Вас трансляцию в фейсбуке(удобная эту штука). Но как только мой большой славянский нос(не такой уж он и славянский, но это тайна, ага-ага) пересек дверной проем зала заседаний мэрии, первое что я услышал - "трансляцию проводить нельзя". И это вместо "здрасте". Ну да ладно, будем считать, что мне не запрещали, а там просто интернет был медленный.

  Я ожидал на этом мероприятии нападок на Алексея Машкевича(доводилось мне уже наблюдать массовые метания в него разных словесных плохопахнущих субстанций). В этот раз они были, но очень аккуратные - в виде ропота и едких комментариев. Еще возникло ощущение, что отдельные члены рабочей группы в нее записались, только с целью сведения личных счетов с господином Машкевичем(возможно мне все померещилось, жаль не разрешили вести видеотрансляцию, а то бы и вам померещилось)

  В целом хочется отметить, что в большинстве рабочая группа состоит из уважаемых и неравнодушных людей. К сожалению большинстов из них далеки не только от СМИ, но и от  федерального закона «О средствах массовой информации». К следующему заседанию очень хочется верить, то те кто с ним не знакомы - полистают.

 Если отбросить вопросы от членов рабочей группы, то самое важное что было - это две программы развития газеты. От действующей редакции и от Алексея Машкевича.

 Поскольку у нас демократия(с новым мэром у нас реально в городе заработали демократические процедуры, в старые годы с приходом нового мэра менялось руководство газеты, иногда по паре раз, а сейчас любой вопрос обсуждаем и выносится на широкую общественность) - выложу обе программы.




Далее будет много буковок.

Концепция изменений городской газеты «Рабочий Край» от Алексея Машкевича  и Эдуарда Мошкарина

Status Quo

«Рабочий край» – это одно из названий, о которых принято говорить: формируют бренд нашего города. Как «Первый общегородской совет», «футбольная команда «Текстильщик», «комплекс зданий «БИМ», «Красный Манчестер». И это один из брендов, которые город не должен потерять.

Сегодня «Рабочий край» – это не только бренд, это ещё и средство массовой информации, газета, которую большинство горожан с советских времён считают городской. Тогда она была органом обкома КПСС и доминировала в информационном пространстве региона – местного телевидения ещё не было, на первой кнопке радио местным программам выделялось совсем немного времени, а единственным конкурентом была молодёжная газета «Ленинец» – такое же идеологизированное издание, учреждённое обкомом ВЛКСМ.
С тех пор многое изменилось. Сегодня «Рабочий край» фактически стал корпоративным изданием мэрии и городской думы, освещающей жизнь чиновников, или рассказывающий о жизни города с точки зрения чиновников. Из газеты ушли острые общественно значимые и резонансные материалы, уступив место пресс-релизам, отчётам о перерезании ленточек, всевозможным архивным и биографическим подборкам. Тираж газеты упал до критического минимума. Материалы газеты дано не становятся предметом общественного обсуждения. Обратной связи с читателями нет. Для рекламодателей, так как цена одного контакта с аудиторией огромна, аудитория издания понятна, но не интересна. Существенную часть подписки составляет принудительная подписка муниципальных предприятий и подразделений городской администрации.
Создаётся впечатление, что информационная площадка «Рабочего края» стала неинтересна и городским властям, так как газета не обладает электоральным влиянием и не даёт обратной связи с населением города, а существует сегодня сама по себе. И город тянет издание из года в год не из-за нужности, а потому, что ни один из руководителей не хочет стать «похоронщиком» столетнего проекта и все предпочитают закрывать глаза на его неэффективность, боясь репутационных рисков и преувеличивая для себя последствия конфликта с журналистским сообществом.
При этом постоянная смена редакторов газеты – под каждого нового мэра приходит новый редактор, а то и не один раз – деморализует руководителей издания, отбивая охоту к любым редакционным переменам и творческим и структурным поискам. Творческий коллектив, видя такую ситуацию, выбрал для себя единственно приемлемую в такой ситуации модель поведения: «сидим ровно и никуда не дёргаемся», превратив редакцию в тихую заводь, где стабильно платят зарплаты (хоть и небольшие) независимо от результатов труда. А о результатах говорить невозможно, поскольку никто не ставит никаких целей, кроме как просто выпускать газету, не ругать власть, не скатиться в желтизну. По сути, сегодня «Рабочий Край» превратился в корпоративную газету для городской администрации, а журналисты, работающие в МУПе постепенно превращаются в чиновников и сами себе вырабатывают всевозможные запреты, мешающие им делать востребованное читателями издание. Тираж некогда главной областной газеты яркое тому подтверждение, ведь в пересчёте одной газеты на тысячу человек «Рабочий край» сегодня уступает любой районной газете в Ивановской области.

Необходимость перемен

Таким образом, можно констатировать ситуацию, в которой городская газета превратилась для жителей Иванова и городской власти во что-то среднее между чемоданом без ручки и священной коровой – стала неприкосновенной, неизменяемой и необсуждаемой. А зачем обсуждать? Ведь если признаться себе, что с газетой что-то не так, то её придётся менять. А перемены – это всегда риск. И так от одного мэра к другому, из одного подписного цикла в другой – с той только разницей, что тираж газеты год от года всё ниже и ниже. Но для этого есть очень удобное объяснение – бумажные СМИ умирают и весь информационный поток переходит в Интернет. И каждый руководитель города надеется, что «Рабочий край» окончательно умрёт не у него на руках и вынужден тратить дополнительные бюджетные средства на освещение своей деятельности в других городских и областных СМИ.

Но если это городская газета издаётся на деньги горожан, которые, в том числе, наполняют налогами городскую казну, то у любого из них есть право высказаться о судьбе своей газеты и предложить пути её выхода из кризиса. И ещё мы хотим сказать: то, что бумажные СМИ умирают, это миф. Умирают неинтересные СМИ – независимо от того, выходят они на бумаге, транслируются в радио или телевизионном эфире, или выходят в виде сетевых изданий. Мы – это авторы предложенной концепции изменения газеты «Рабочий Край» Алексей Машкевич, главный редактор и совладелец издательской группы «1000» и Эдуард Мошкарин, генеральный директор и совладелец издательского дома «Частник». Мы предлагаем городу Иваново простой и понятный план реформирования издания «Рабочий край» без увеличения финансирования его городским бюджетом.

Новый «Рабочий Край»
Предлагаемые изменения касаются изменения редакционной политики газеты, периодичности, способа распространения и принципов функционирования редакции. При этом учредителем свидетельства СМИ газеты «Рабочий край» остаётся город Иваново в лице администрации города и городской думы. Права на название, как и сейчас, будут по-прежнему принадлежать городу Иваново. А вот для функционирования редакции мы предлагаем создать новую структуру (частную), которая так же будет выполнять и функцию издателя.

Почему не МУП

По нескольким причинам.
Первая – хозяйственная – для упрощения финансово-хозяйственной деятельности редакции. Не секрет, что в формате МУПа хозяйственная деятельность более громоздка и неповоротлива. Практика показывает, что редакции частных изданий более мобильны и выполняют объём работ меньшим числом журналистов, более независимы в привлечении широкого круга нештатных авторов. Так же у руководства частного предприятия больше возможностей для материального стимулирования творческих работников, что благоприятно сказывается и на их производительности, и на качестве материалов.
Вторая – мы уверены, что таким образом появится дистанция между городскими чиновниками и работниками редакции. На журналистов за острые и неудобные материалы перестанут жаловаться мэру и другим чиновникам и, таким образом, никто из сторонних игроков не сможет оказывать давление на редактора, редакцию и редакционную политику.

Управление редакцией
При этом у руководства города, как у учредителя СМИ, останется право утверждать устав редакции и назначать главного редактора – это стратегическое влияние на газету. А чтобы у руководства города была возможность оказывать влияние на текущую редакционную политику «Рабочего края», возможно создание редакционного совета из представителей городской и областной власти и лидеров общественного мнения (только не из «свадебных генералов») – для осуществления связи между главным редактором, учредителем СМИ и городским активом, для координации ежедневной работы редакции.

Миссия

Обновлённый «Рабочий край» должен стать газетой для всех жителей города – от пенсионера до мэра. Он станет площадкой общения власти с горожанами. Не рупором власти, а именно площадкой для общения, где и власть и горожане станут полноправными участниками дискуссии, авторами газеты наряду с профессиональными журналистами. Основой для большинства материалов газеты станут бумажные и электронные письма горожан – та самая обратная связь, недостаток которой так сильно ощущается сегодня в издании. А чиновники и городские депутаты будут появляться в издании не только и не столько как «перерезатели ленточек», а как спикеры и авторы колонок, в которых они от своего имени объяснят читателям свои решения, поступки, планы, намерения.
Мы уверены, что городская газета может быть изданием «без политики» и уверены в том, что горожане ждут подобное издание. Все в один голос говорят: общественное издание без политики невозможно. Давайте разберёмся: что понимать под политикой. Конечно, нечищеная улица, сход снега с крыши при определённом подходе легко превращаются в политическую тему и дают возможность задавать власти риторические вопросы типа: «доколе» и «кто вас туда посадил». Но надо чётко понимать, что дух реальной политики на муниципальном уровне сегодня появляется только во время выборов в городскую думу, во время межпартийных дискуссий в представительном органе и во время выдвижения претендентов на пост главы города с последующим конкурсом. Всё остальное – это хозяйственная деятельность подразделений муниципалитета и нормотворческая деятельность думы. Проблемы региональной политики, широкие партийные дискуссии, подковёрные игры местных политических акторов массовому читателю просто не интересны: он, как правило, не знает фигурантов и давно разочарован в политиках и политике как таковой, а из политиков знает только Путина, Жириновского и Зюганова. Особенно продвинутые слышали про Навального. Внимание большинства горожан, а значит читателей нового «Рабочего Края», сосредоточено на подъезде, дворе, улице, на вопросах здоровья, досуга, доступности муниципальных услуг. Для тех, кого интересует непосредственно политическая повестка, в регионе есть издания, которые на ней специализируются.
Сегодня часто говорят, что городская газета не может быть острой по определению – так как учреждена властью. Почему? Мы уверены, что она должна быть острой, иначе она просто будет никому не нужна. И именно острой, а не жёлтой. И острота газеты должна быть направлена не на вбивание клина между городскими чиновниками и депутатами с одной стороны и жителями с другой, а на выстраивание диалога между ними.

Доставка газеты читателям

По способу доставки новый «Рабочий Край» видится нам бесплатной газетой с доставкой в почтовые ящики многоквартирных домов и с базовым тиражом не менее 50 000 экземпляров (в конечной точке 70 000 с возможностью делать более тиражные выпуски, закрывающие весь город), что позволяет с уверенностью сказать: и жители города, и городские власти получат издание, которое не останется незамеченным.
Районы доставки должны согласовываться издателем с администрацией города и, в первую очередь, с депутатами Ивгордумы, избранными по одномандатным округам – именно они сегодня ближе всего к горожанам, и именно они больше всего заинтересованы в получении качественного канала обратной связи. В районы частной застройки доставка может осуществляться через ТОСы и уличкомы, а также путём выкладки в базовых магазинах микрорайонов.
Доставка «Рабочего края» будет осуществляться самым опытным игроком на этом рынке – службой доставки издательского дома «Частник», предлагающего на сегодняшний момент самую адекватную цену и самый понятный механизм контроля доставки.
Все читатели, привыкшие индивидуально получать газету по подписке и чаще раза в неделю, смогут подписаться на оставшуюся на рынке областную «Ивановскую газету», редакционная политика которо схожа с сегодняшним «Рабочим краем».

В перспективных планах новой команды – выпуск «Рабочего края» под несколькими обложками и с разными новостными блоками: по районам областного центра. Например: «Рабочий край – центр», «Рабочий край – Авдотьино», «Рабочий край – Суховка» и т.д.

Финансирование

Основу стабильного финансового существования проекта будет составлять существующая дотация городского бюджета. Именно она даёт гарантию того, что газета будет выходить с оговоренными регулярностью и объёмом и у руководителей проекта не сможет возникнуть желания нарушать условия договора редакции и главного редактора с учредителем СМИ.
Выбранная новой командой модель издания позволяет с уверенностью говорить о том, что она сможет привлекать ещё как минимум столько же средств уже через год после старта проекта. Уверенность в таком развитии событий дают финансовые показатели бесплатной газеты объявлений газеты «Частник», выручка которого на сегодняшний момент составляет около 6 млн рублей ежемесячно. При редакции будет сформирован собственный отдел продаж, будут заключены агентские договоры с региональными продавцами рекламы.

Новый «Рабочий Край» сможет со временем стать «толще» и покрыть своим тиражом всю территорию областного центра, а редакция сможет делать еженедельную газету в нескольких вариантах обложки с привязкой к районам города и привлечёт к своей работе городских активистов, народных корреспондентов и станет понятным каналом коммуникации для жителей города.






А вот и другая сторона - действующая редакция газеты. Со слов Марины Москалевой:

- Честно говоря, мы рады, что сейчас появился проект, который предлагает Алексей Машкевич.
Собственно, это не первое предложение реформирования РК. Даже мое назначение на должность главного редактора и директора МУП «Редакция газеты «Рабочий край» было связано с проектом реформирования газеты – а именно, объединения «Рабочего края», «Ивановской газеты» и районок в холдинг.
Конечно, предложение Алексея Машкевича и Эдуарда Мошкарина заставило нас выйти из зоны комфорта. Но зато мы начали больше думать о перспективах. Власть и городское сообщество также задумались о том, нужна ли городу газета и если да – то какой она должна быть.
«Рабочий край» - это:
- 112 лет истории
- Летопись города
- Бренд города
- Это подписка (пусть это 2000 тиража на основной комплект газеты и 3 500 на среду) – это те люди, которые гарантированно доверяют газете, хотят ее читать постоянно, а не от случая к случаю. Это своего рода «золотая» читательская аудитория. Кстати, хочу заметить, что ни у одной другой газеты в областном центре нет и такой подписки. Общемировая практика – умножать тираж на среднее число людей в домохозяйстве – то есть на 3. Ведь читают газету семьями. А как говорят наши читатели – порой и всем подъездом.
Основа аудитории – это физлица. Подписку юрлиц легко отследить – она составляет 500 экземпляров (существенная часть из них – предприниматели).
Именно это мы услышали, когда спросили о том, что такое «Рабочий край» на улицах города. Безусловно, с этим брендом нужно обращаться бережно. Но означает ли это, что газета не должна меняться? Конечно же, нет.
В чем плюсы проекта Алексея Машкевича?
- Во-первых, это большой тираж (изначально называлась цифра 70 тысяч экземпляров)
- Во-вторых, доступность для читателей
- В-третьих, объективное освещение проблем города
Мы считаем, что все эти задачи могут быть выполнены на базе существующей структуры редакции и действующего коллектива, без увеличения финансирования. И главное – с сохранением контроля за газетой в руках горадминистрации.
В чем суть предложения редакции РК?
- Сохранить газету по подписке, поскольку консультации с читателями показали, что у этого формата много защитников.
- Дополнительно издавать газету тиражом в 30 000 экземпляров 1 раз в 2 недели.
Конечно, в этой газете не будет новостей в прямом смысле слова: их большинство горожан узнают из интернета или из новостных программ на ТВ.
Но зато можно:
- Освещать актуальные проблемы города.
- Происходящие в нем процессы.
- Отвечать на вопросы горожан.
- Рассказывать об интересных людях, местах, событиях.
- Давать необходимую контактную и справочную информацию.
Но ведь 70 тысяч экземпляров это больше, чем 30 тысяч?
- Да, это так. Но все, кто издавал бесплатную газету, знают: всегда есть те, кому эта газета нужна и те, кому не нужна.
- А значит, нужно сосредоточиться на том, чтобы все, кто хочет читать газету, ее получили.
Для этого:
1. Проводим акцию по выявлению целевой аудитории. Суть очень проста: берем район с многоквартирными домами, раскладываем газету по ящикам. Через месяц вместе с номером распространяем наклейки на почтовый ящик: «Ждем РК». Таким образом высвобождается часть тиража, которую мы можем перебросить на другой район.
2. Для жителей частного сектора, где разноска очень дорогая, предусматриваем возможность взять газету
- в магазине у дома
- в поликлинике
- учреждениях допобразования
- в своем ТОСе
- в приемных депутатов

Немного об экономике
Были запрошены цены на печать и доставку.
- Печать обойдется примерно в 32 000 рублей за 1 выпуск.
- Стоимость доставки составит от 40 копеек за один экземпляр (12 000 рублей за 1 выпуск).
Если начинать выпускать газету с июля, остается 26 пятниц, то есть при выходе 1 раз в две недели - 13 выпусков. В общей сложности полиграфические услуги обойдутся в 416 000 рублей. Эту сумму мы можем израсходовать за счет субсидии, выделенной нам на 2017 год без ее увеличения.
- Сумму за доставку мы заплатим из собственных средств предприятия, собрав рекламу. То есть никаких дополнительных расходов из бюджета города это не потребует.
Затраты на выпуск газеты можно дополнительно снизить в ходе конкурсных процедур.
- К сбору рекламы готова подключиться одна из коммерческих структур, имеющих большой опыт издания бесплатных газет.
Если пилотные выпуски покажут коммерческую успешность проекта, и он получит положительные отзывы со стороны населения, тираж можно будет увеличить за счет средств от продажи модульной и статейной рекламы.

Два слова о наших творческих планах
В ближайшее время редакция планирует (и эта работа уже ведется)
- Сделать более современной верстку подписной версии газеты
- Провести анкетирование читателей
- Усилить работу с читательской почтой
- Продолжать проводить прямые линии, пресс-конференции и интервью в гостиной РК
- Организовать на постоянной основе встречи с читателями
- Ввести тематические полосы по районам

Кроме того, мы намерены развивать сайт и шире использовать возможности электронной версии и социальных сетей. Эта работа также ведется, есть результаты.
И напоследок о плюсах МУПа и рисках отказа от этой формы работы:
- В конкурсе по распределению муниципального заказа может участвовать (и выиграть его) любая компания, в т.ч. из другого региона. Такие примеры в Иваново есть, они известны.
- Неизбежно будет утрачен контроль за содержанием газеты.
- Полный контроль за расходованием средств, тиражами издания, его доставкой и т.д. организовать будет также крайне сложно.
- В случае если предполагаемые партнеры издания не соберут рекламу, встанет вопрос об увеличении субсидии.
- Восстановить нынешнюю систему будет невозможно в принципе.

А вот что на презентации рабочей группы по «Рабочему краю» сказала Марина Москалева:
- Честно говоря, мы рады, что сейчас появился проект, который предлагает Алексей Машкевич.
Собственно, это не первое предложение реформирования РК. Даже мое назначение на должность главного редактора и директора МУП «Редакция газеты «Рабочий край» было связано с проектом реформирования газеты – а именно, объединения «Рабочего края», «Ивановской газеты» и районок в холдинг.
Конечно, предложение Алексея Машкевича и Эдуарда Мошкарина заставило нас выйти из зоны комфорта. Но зато мы начали больше думать о перспективах. Власть и городское сообщество также задумались о том, нужна ли городу газета и если да – то какой она должна быть.
«Рабочий край» - это:
- 112 лет истории
- Летопись города
- Бренд города
- Это подписка (пусть это 2000 тиража на основной комплект газеты и 3 500 на среду) – это те люди, которые гарантированно доверяют газете, хотят ее читать постоянно, а не от случая к случаю. Это своего рода «золотая» читательская аудитория. Кстати, хочу заметить, что ни у одной другой газеты в областном центре нет и такой подписки. Общемировая практика – умножать тираж на среднее число людей в домохозяйстве – то есть на 3. Ведь читают газету семьями. А как говорят наши читатели – порой и всем подъездом.
Основа аудитории – это физлица. Подписку юрлиц легко отследить – она составляет 500 экземпляров (существенная часть из них – предприниматели).
Именно это мы услышали, когда спросили о том, что такое «Рабочий край» на улицах города. Безусловно, с этим брендом нужно обращаться бережно. Но означает ли это, что газета не должна меняться? Конечно же, нет.
В чем плюсы проекта Алексея Машкевича?
- Во-первых, это большой тираж (изначально называлась цифра 70 тысяч экземпляров)
- Во-вторых, доступность для читателей
- В-третьих, объективное освещение проблем города
Мы считаем, что все эти задачи могут быть выполнены на базе существующей структуры редакции и действующего коллектива, без увеличения финансирования. И главное – с сохранением контроля за газетой в руках горадминистрации.
В чем суть предложения редакции РК?
- Сохранить газету по подписке, поскольку консультации с читателями показали, что у этого формата много защитников.
- Дополнительно издавать газету тиражом в 30 000 экземпляров 1 раз в 2 недели.
Конечно, в этой газете не будет новостей в прямом смысле слова: их большинство горожан узнают из интернета или из новостных программ на ТВ.
Но зато можно:
- Освещать актуальные проблемы города.
- Происходящие в нем процессы.
- Отвечать на вопросы горожан.
- Рассказывать об интересных людях, местах, событиях.
- Давать необходимую контактную и справочную информацию.
Но ведь 70 тысяч экземпляров это больше, чем 30 тысяч?
- Да, это так. Но все, кто издавал бесплатную газету, знают: всегда есть те, кому эта газета нужна и те, кому не нужна.
- А значит, нужно сосредоточиться на том, чтобы все, кто хочет читать газету, ее получили.
Для этого:
1. Проводим акцию по выявлению целевой аудитории. Суть очень проста: берем район с многоквартирными домами, раскладываем газету по ящикам. Через месяц вместе с номером распространяем наклейки на почтовый ящик: «Ждем РК». Таким образом высвобождается часть тиража, которую мы можем перебросить на другой район.
2. Для жителей частного сектора, где разноска очень дорогая, предусматриваем возможность взять газету
- в магазине у дома
- в поликлинике
- учреждениях допобразования
- в своем ТОСе
- в приемных депутатов

Немного об экономике
Были запрошены цены на печать и доставку.
- Печать обойдется примерно в 32 000 рублей за 1 выпуск.
- Стоимость доставки составит от 40 копеек за один экземпляр (12 000 рублей за 1 выпуск).
Если начинать выпускать газету с июля, остается 26 пятниц, то есть при выходе 1 раз в две недели - 13 выпусков. В общей сложности полиграфические услуги обойдутся в 416 000 рублей. Эту сумму мы можем израсходовать за счет субсидии, выделенной нам на 2017 год без ее увеличения.
- Сумму за доставку мы заплатим из собственных средств предприятия, собрав рекламу. То есть никаких дополнительных расходов из бюджета города это не потребует.
Затраты на выпуск газеты можно дополнительно снизить в ходе конкурсных процедур.
- К сбору рекламы готова подключиться одна из коммерческих структур, имеющих большой опыт издания бесплатных газет.
Если пилотные выпуски покажут коммерческую успешность проекта, и он получит положительные отзывы со стороны населения, тираж можно будет увеличить за счет средств от продажи модульной и статейной рекламы.

Два слова о наших творческих планах
В ближайшее время редакция планирует (и эта работа уже ведется)
- Сделать более современной верстку подписной версии газеты
- Провести анкетирование читателей
- Усилить работу с читательской почтой
- Продолжать проводить прямые линии, пресс-конференции и интервью в гостиной РК
- Организовать на постоянной основе встречи с читателями
- Ввести тематические полосы по районам

Кроме того, мы намерены развивать сайт и шире использовать возможности электронной версии и социальных сетей. Эта работа также ведется, есть результаты.
И напоследок о плюсах МУПа и рисках отказа от этой формы работы:
- В конкурсе по распределению муниципального заказа может участвовать (и выиграть его) любая компания, в т.ч. из другого региона. Такие примеры в Иваново есть, они известны.
- Неизбежно будет утрачен контроль за содержанием газеты.
- Полный контроль за расходованием средств, тиражами издания, его доставкой и т.д. организовать будет также крайне сложно.
- В случае если предполагаемые партнеры издания не соберут рекламу, встанет вопрос об увеличении субсидии.
- Восстановить нынешнюю систему будет невозможно в принципе.




Subscribe

  • Каякёй. Деревня-призрак в горах

    Руины и гнетущая тишина. Церкви и часовни, мельницы и школы, мастерские и магазинчики, сотни и сотни других зданий, и даже фонтаны. Все это…

  • Продолжаю худеть

    Есть известная картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» . Представляю вам ее современную версию, купание белого тюленя с облезлыми…

  • Параглайдинг в Олюденизе

    Стою в пять шагах от обрыва. Приятный морской ветерок на вершине горы Бабадаг продувает до самых костей. Мозг сговорился с моим страхом высоты и…

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment