michail_shor

Category:

Как создают иконостасы в Ивановской области

Захожу в церковь. Службы еще нет и лишь сухонькая старушка истово крестится у иконы Николая Чудотворца. Несколько шагов и вот я рядом с иконостасом. Лики святых со строгостью, но одновременно с любовью взирают с высоты. Стою словно укутан зимой в шерстяной платок, настолько комфортно и душевно... 

Чувством сопричастности с чем-то огромным и непостижимым заканчивается практически каждый визит в храмы. При этом я достаточно далекий от религии человек. Но испытываю те же переживания, что и посланники князя Владимира, до принятия христианства направленные им в Византию. 

Повесть временных лет доносит до нашего времени рассказ одного из них: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу  своему, и не ведали, где мы есть — на небе или на земле: ибо нет  на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказывать  об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их  лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый  человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не  можем уже здесь пребывать в язычестве»

А что Вы ощущаете в церквях? 

Но вернемся в наше время и вновь окажемся у иконостаса. Эта перегородка с иконами, разделяющая алтарь и остальную часть храма, в современном виде появилась относительно недавно(с 15 века). В Византии такого не было.

Но сейчас даже сложно представить даже небольшую церквушку без такого предмета убранства.

Особенно приятно осознавать, что мои земляки известны по всей стране, как одни из лучших мастеров по созданию иконостасов. 

Предлагаю заглянуть в мастерскую «Палехский Иконостас», и узнать кто и как делает иконостасы для храмов по всей России.

Если вы представляли, что иконы пишут в каких-то кельях под лучиной, то это большое заблуждение. Палехским мастерам удалось сохранить весь многовековой опыт своих предков-иконописцев и усовершенствовать его с помощью современных технологий. 

Более 5000 квадратных метров производственных помещений,полсотни станков, 150 сотрудников(от иконописцев до столяров) — именно так в XXI веке выглядит мастерская.

Но так было не всегда. В далеком 1996 году все начиналось с малюсенькой семейной мастерской. Никаких тебе трех цехов, все делалось в обычном доме,  а первые несколько иконостасов собирались вообще в гараже.  

Шаг за шагом, год за годом. И вот уже малюсенькое производство стало градообразующим.

И если в самом начале все приходилось делать на глаз, то сейчас используют даже 3D сканирование и другие современные технологии.

Из чего же состоит создание иконостаса? Это очень трудоемкий процесс и в нем несколько деталей. У заказчика может быть своя концепция, но если ее нет — ему помогут.

Начинается все с замеров в храме. Далее разрабатывается проект и показывают уже готовый форэскиз иконостаса.

После согласования и подписания договора сразу закупают материалы. 

Древесина может быть от обычной липы до красного дерева. Но и она сразу не поступает в работу, ее обрабатывают и лишь через три недели начинают использовать.

Пока материалы ждут своего часа, художники создают чертежи резьбы. Это долгий и трудоемкий процесс. 

Одновременно с ними специалисты готовят трехмерные проекты. 

По чертежам лепят физические модели. 

Даже мельчайшим деталям уделяют максимально возможное внимание. 

Готовая модель сканируется и дорабатывается еще раз. 

После всего этого процесса деталь отправляют в производство. 

Потом в малярный цех, где она грунтуется и шлифуется, а в последствии покрывается лаком или эмалью

В отдельной мастерской в это время пишут иконы.

В самом начале выполняется доличная работа, только после этого приступают к росписи лика.

Золочение икон и частей иконостаса происходит по особей технологии в отдельном цехе. Мы там побываем чуть позднее.

Труд художников настолько кропотливый, что я даже боялся говорить, опасаясь, что кисть может сорваться. Но мастера были настолько погружены в свою работу, что даже гром небесный не смог бы их потревожить. 

Особую гордость вызывает, что все художники заканчивали наше Палехское художественное училище

Каждый иконостас, создаваемый в мастерской, не похож на предыдущий. 

Каждая деталь будущего иконостаса проходить через множество сотрудников, и те делятся с ними частичкой своего душевного тепла. 

Иконы пишут темперой или маслом, в древнерусском и академическом стилях. 

Когда заходишь в цех с золочением — просто глаза разбегаются. Кажется, что каждая деталь полностью золотая. Но это не так.

Это листы сусального золота, нанесенные на резьбу с помощью беличьей кисти.

Работа тоже очень сложная и максимально аккуратная.

И итоге каждая деталь становится золотой.

Мне бы точно усидчивости не хватило.

Уже готовые детали ждут своего часа на отдельных полках. 

Когда смотришь на такую красоту, чувствуешь себя в каком-то сказочном золотом хранилище.

Зайдем в еще один цех. Тут готовят иконные доски . На них наносится льняная паволока и слои грунта — левкаса . 

Впереди иконостас ждет транспортировка и сборка. 

Каждый иконостас является самонесущей конструкцией.  И как говорят сами сотрудники, это позволяет изготавливать их в мастерской и уже собранными монтировать  в храме, сокращая время установки до двух-трех дней.

Три сотни иконостасов создано в этой мастерской. 

От Иркутска до Калининграда есть иконостасы работы наших мастеров. Да и в некоторых европейских городах тоже. 

Вот такое маленькое чудо создается в Ивановской области. Если будете в Палехе — постарайтесь попасть на производство и увидеть все своими глазами. Это воспоминания на всю жизнь



Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded